Ростов сегодня
Поиск
Долгожданная экранизация главного произведения Стивена Кинга оставила больше вопросов, чем ответов
Что не так с «Тёмной башней»?
3 августа 2017 16:13

Фильм «Тёмная башня», который никак не мог родиться уже лет десять, наконец, вышел на экраны. И бюджет, и рекламная кампания, и трейлер давали робкую надежду (но никак не гарантию), что это будет крепкий блокбастер. Не лучший в своём роде, но вполне смотрибельный. Вызывающий презрение фанатов книжного цикла, но предельно дружественный по отношению к неподготовленному зрителю. Был совсем мизерный шанс и на нечто большее. Что заранее воодушевляло, так это смелый ход с чернокожим Стрелком, злодей-Макконахи, личное участие Стивена Кинга и возрастной рейтинг. Собрать из всего этого не похожее ни на что кино было вполне можно. Потом, правда, появилась новость, что черновой монтаж не устроил продюсеров и они отправили команду на досъёмки. А затем стал известен хронометраж: всего полтора часа. Чуть длиннее одной серии «Игры престолов».Кадр из фильма Тёмная башня (3).jpg

В конечном итоге фильм действительно больше похож на пилот потенциально неплохого сериала, нежели на полноценный блокбастер. С великолепными актёрами, хорошей стилистикой, но примитивным сюжетом, сомнительной режиссурой и отсутствием полноценного погружения в новый мир. Эдакий расширенный трейлер, изо всех сил говорящий: «Вы посмотрите, поймите, что к чему, а потом, в следующих сериях, мы развернёмся и покажем». Кадр из фильма Тёмная башня (2).png

Нельзя сказать, что это такой же провал, как «Мгла», где плохо почти всё, но уж точно не шедевр. Вся проблема в том, что «Тёмная башня» - это особая история, один из максимум пяти главных эпосов современности. А потому требует предельно ответственного подхода. Когда Питер Джексон экранизировал «Властелина колец», он это понимал – и взял невиданной доселе эпичностью. И создатели «Игры престолов», внаглую переписав (и самое страшное – дописав) Джорджа Мартина, а заодно бесстыдно задрав планку понятия «хороший сериал», тоже. В меньшем масштабе это происходит с другой телеэкранизацией – «Американскими богами», которая при нарочито примитивной картинке выкатывает на персонажах и актёрской игре. А вот толстосумы из SONY, видимо, не прониклись этой ответственностью и «забыли лицо своего отца». Наняли малоизвестного режиссёра, дали умеренный бюджет, пару раз всё перелопатили и ужали хронометраж до практически убийственного значения. Кадр из фильма Тёмная башня (7).jpg

Разумеется, любой, кто берётся экранизировать Стивена Кинга, уже оказывается в ситуации «пан или пропал». И снять шедевр вроде «Побега из Шоушенка» в данном случае не позволяет сам материал: не тот сеттинг, не те доминанты. Но «Тёмная башня» - она вообще, не столько про психологию, сколько про философию. Это безусловно гениальная книга (уж простите, что семь толстенных томов я буду называть книгой), которая и не задумывалась, и не воспринимается таковой, но по факту – является. И дело даже не в том, что это главная история, рассказанная Кингом, который писал её дольше, чем живёт автор этих строк и которая как стержень пронизывает всё его творчество. Кадр из фильма Тёмная башня (4).jpg

«Тёмная башня» - это произведение, которое объединяет сразу три… даже не жанра, не сеттинга, а способа рассказывать истории. Сочетание жанров для нашей эпохи в целом – норма (вспомните марвеловского «Тора» или подзабытый, но великолепный сериал «Светлячок»), но более или менее это получается сделать попарно. А теперь попробуйте охарактеризовать с этой точки зрения «Тёмную башню» - если, конечно, читали её. Там только в основе три кита: вестерн, фентези и постапокалипсис. А ещё психологический и мистический триллер, а ещё… Это невообразимая солянка из множество наложенных друг на друга миров, скреплённых этой треклятой Башней. А ещё это – невероятный пример издевательства автора над читателем. Иногда принимающего формы невинной игры ассоциаций, а под конец вырастающего в акт откровенной и честно обозначенной агрессии. И каждый, кто прочитал этот цикл полностью (и заодно понял, что именно вкладывает Кинг в это слово), уже не станет прежним. «Тёмная башня» не отпускает никого, кто оказался в поле её влияния. Кадр из фильма Тёмная башня (1).png

Как это получилось у, несмотря на все заслуги, не величайшего писателя в истории человечества, не знает и он сам. Тем более вряд ли кому-то под силу перенести книгу с тем же эффектом на большой экран. Кто бы что ни говорил, а это совершенно не кинематографичное произведение, у него совсем иной темпоритм. Там может на протяжении сотен страниц толком ничего не происходить, а затем внезапно всё и разом измениться. И попробуйте что-то убрать, сократить, урезать – всё развалится. Потому что Великая Пустошь – это такое место, где по-другому и быть не может. Где время разорвано в клочки и замкнуто само на себя. Где развитие сюжета, эволюция персонажей, смена локаций и так далее – всё это происходит по своим правилам. Более того – эта история во всём противоречит самой себе. Самый камерный эпос, самый сомнительный квест и самое сложное послевкусие. Кадр из фильма Тёмная башня (8).jpg

Как всё это вместить даже не в полтора, а хоть и в три часа хронометража? Конечно, никак. Но книжный финал открывает широкий простор для продолжений и интерпретаций. Собственно, на этом и пытаются играть создатели фильма, заявляя, что это сиквел, а не экранизация книги. Вот только их версия вышла такой, будто её снимал Фёдор Бондарчук. Который, в отличие от многих, честно старается, но результат выходит спорным. Как ни удивительно, но первая ассоциация, возникшая при просмотре «Тёмной башни» - это российский «Обитаемый остров». Кадр из фильма Тёмная башня (2).jpg

Правда, если ахиллесовой пятой Бондарчука оказался исполнитель главной роли, то здесь с кастингом всё прекрасно. Идрис Эльба доказывает, что Роланд Дискейн может быть чёрным. Мэтью Макконахи откровенно отрывается в роли главного плохиша. Даже исполнитель роли Джейка Том Тэйлор доказывает, что дети в кадре могут быть по-настоящему убедительны, вызывать подлинное сопереживание и совсем не раздражать. Но все они загнаны сценаристами в обстоятельства, в которых не способны раскрыться по-настоящему. Стрелок и Чёрный Человек – это не просто люди с такими кличками, это целые архетипы, персонализация которых теряется во множестве воплощений. Здесь же один стал просто потрёпанным чернокожим ковбоем, а другой – злодеем из комиксов с командой миньонов в придачу. Умирающий Срединный мир, путешествуя по которому, герои сталкиваются с последними искорками угасающей жизни, нарисован красиво, а вот снят схематично. Да, видно, что недавно случилась катастрофа, но ничего, люди держатся. Убрать злодея – и вообще заживут. Но ведь без этой всепроникающей обречённости нет и «Тёмной башни»! Кадр из фильма Тёмная башня (6).jpg

А что остаётся? Остаются хорошие актёры, которые честно работают на фоне красивых пейзажей и в режиме «Шоу Бенни Хилла» проходят путь, на который у их книжных прототипов ушли тысячи страниц.

Но несмотря на всё вышесказанное, посмотреть «Тёмную башню» стоит. Во-первых, потому что откровенно провального в этом фильме нет ровно так же, как и, увы, прорывного. Во-вторых, потому что созданная Кингом вселенная даёт право на существование и такой интерпретации. Когда в книжном цикле Джейк погибал в первый раз, он сказал Роланду: «Тогда идите. Есть и другие миры, кроме этого». Будь это альтернативная версия или заход на новый цикл, право на это у создателей есть. В-третьих, этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради отличного актёрского состава, нескольких красивых кадров и нового соприкосновения, пусть и преступно беглого, с одной из величайших историй, написанных в нашем Ключевом мире. Кадр из фильма Тёмная башня (1).jpg



Теги:
Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
305
Ростовчан встретят жаркие выходные
18 мая 2018 10:11
Погода будет по-летнему тёплой и безветренной

Культурное здание на Станиславского законсервируют
18 мая 2018 09:58
«Доходный дом О. С.  Павленковой» ждут противоаварийные работы

На 18-й Линии до конца года перекроют движение
17 мая 2018 13:41
Его возобновят с 31 декабря

В Ростове 243 жителя сгоревшего района получили жильё
17 мая 2018 12:50
26 семьям отказали в компенсации

По восьми маршрутам Ростова во время ЧМ-2018 будут курсировать автобусы-шаттлы
16 мая 2018 13:45
Большая часть из них будет работать только в дни матчей

На Ростов движется ливень и шторм
16 мая 2018 13:19
В ближайшие часы погода резко ухудшится

В Ростове после лета останется только 180 маршруток
15 мая 2018 11:27
Южная столица переходит на автобусы среднего класса

Представители «Хлеба» Стерлигова опровергли информацию о закрытии
14 мая 2018 15:42
Магазин во время ЧМ-2018 будет работать без вывески

Следуйте за нами
 
© 2017 «Городские журналы» (ООО). Все права защищены.
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт DONTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
netbyte