Ростов сегодня
Поиск
На большие экраны вернулась картина, определившая судьбу целого поколения
Терминатор-2: старый фильм о главном
21 августа 2017 17:32

Гениальные произведения искусства, оказавшие значительное влияние на мировую культуру, никогда не задумывались в качестве таковых. Достоевский второпях писал «Преступление и наказание», чтобы гонораром отбить карточный долг. Микеланджело отрабатывал госзаказ на потолке Сикстинской капеллы. Джеймс Кэмерон думал просто снять очень крутой фантастический боевик с прорывными по тем временам спецэффектами. Но у всех получилось нечто большее.

Второго «Терминатора», конечно, можно воспринимать и просто как редкий пример удачного сиквела, мощный и зрелищный фильм, который и три десятилетия спустя выглядит вполне смотрибельно. Так называемая «театральная» версия, которую Кэмерон отреставрировал, перевёл в 3D и запускает в новый прокат 24 августа, едва претендует на нечто большее. Поэтому вопрос о том, стоит ли нынешним 30-40-летним мужчинам приводить в кино своих детей, чтобы поделиться сокровенным опытом своей юности, не имеет однозначного ответа. Скорее всего они не разделят пафоса своих отцов и не поймут, почему те роняют в конце свои скупые слёзы. У них другой контекст и способ восприятия. Терминатор-2 (10).jpg

Раз уж зашла речь, отреставрирован фильм действительно неплохо. Скорректированная цветовая гамма приглушает атмосферность, но более привычна глазу современного зрителя. 3D, будучи игрушкой уже приевшейся, тоже особых впечатлений не вызывает: да, красиво и качественно, но не слишком навязчиво, да и не особо обязательно. Ничего нового Кэмерон в фильм не добавил за исключением удаления одного досадного киноляпа. Все спецэффекты, вся графика – тёплые-ламповые. По большому счёту, вообще вся ценность нового проката сводится к возможности посмотреть любимый фильм на большом экране. В отличие от США, большинство российских зрителей не имело такой возможности: Терминатор-2 пришёл к нам в злополучную эпоху видеосалонов. Так что, ради этого опыта сходить в кинотеатр действительно нужно.

Но всё же это тот случай, когда расширенная режиссёрская версия не просто отличается наличием нескольких вырезанных эпизодов, но радикальным образом меняет саму историю. Как все мы знаем, среди безжалостно удалённых ножницами монтажёра моментов нет ярких экшн-сцен и крутых поворотов сюжета, но именно они превращают «боевик со смыслом» в философскую сагу, для которой все погони и перестрелки – не более чем иллюстрации-приманки, второстепенные по отношению к самому повествованию. Терминатор-2 (2).jpg

О чём вообще Терминатор-2? На поверхности лежит история про то, как хороший робот помогает мальчику спастись от плохого робота. По сути, одна из тысяч интерпретаций классического сюжета, в чреде которых можно вспомнить и «Леона», и «Логана», и «Тёмную Башню», и многое другое. Тут-то и говорить особо не о чем: французский литературовед Жорж Польти ещё в конце XIX века доказал, что в искусстве существует лишь 36 драматических ситуаций, и всё богатство созданных человеком произведений сводится к одной из них. Споры об их количестве идут до сих пор, но в любом случае их набор весьма ограничен.

На более глубоком смысловом уровне находится лаконичный, но пронзительный рассказ о том, как машина может стать человеком. История тоже не новая, но её интерпретация получилась куда более достоверной, чем у классиков фантастики или в любом из снятых фильмов. Мы может долго размышлять о пророческом таланте Азимова и сочувствовать вечному ребёнку в «Искусственном интеллекте», но скупой актёрский талант Арнольда Шварценеггера, воплощающий безупречную логическую схему Кэмерона, делает весь этот разговор по-настоящему взрослым. Терминатор-2 (5).jpg

У нас есть робот-убийца, который похож на человека не просто так, а именно для того, чтобы находить и уничтожать людей, с живучестью которых никак не может справиться компьютерная сеть Скайнет. Так как одной внешности недостаточно, робот обладает огромным архивом знаний о человеке (от анатомии до истории) и за счёт гибкой архитектуры своего процессора способен осваивать новые навыки и вообще приспосабливаться к окружающей обстановке. В целом он автономен и заточен на одиночные миссии любой сложности. Тем не менее, людям удаётся его поймать и перепрограммировать, чтобы затем отправить в прошлое с целью защиты своего будущего лидера. Чтобы не было сюрпризов, ему прописывают установку на безусловное подчинение юному Джону Коннору, а заодно ограничивают ту самую возможность к обучению.

Весь фильм – это в первую очередь история его поэтапного очеловечивания. Вначале Терминатор просто исполняет приказы, которые ставят под угрозу выполнение миссии (вытащить из психушки Сару Коннор), либо делают его куда более затруднительным (не убивать людей). Попутно он предлагает снять ограничитель на самообучение (эта вырезанная сцена – одна из лучших в фильме), осваивает поведенческие навыки жителя Калифорнии и всё глубже погружается в анализ человеческой природы и поступков. Таким образом вслед за подчинением приходит адаптация, а потом и понимание. Робот всё более самостоятелен в выборе, всё более творчески подходит к исполнению базовых установок. А под конец фильма, когда он внешне уже и на человека-то не особо похож, он этим человеком по-настоящему становится. Да, он не способен переступить через встроенный запрет на самоубийство, но убеждает Сару помочь в этом. Он по-своему боится смерти, но понимает, что здесь и сейчас может не просто спасти одного мальчика, а дать шанс всему человечеству. Он подлинно жертвует собой, а не потому что так прописано в программе. И когда он говорит, что теперь понял, почему люди плачут, ему действительно веришь. Именно поэтому, несмотря на то, что сам Терминатор не способен заплакать, за него это делает каждый зритель, у которого есть сердце. Терминатор-2 (9).jpg

Этот ключ открывает ещё более глубокий смысловой пласт, уже совершенно философский. Главный вопрос фильма – что вообще значит быть человеком? Что такое человечность в своей сути? Однозначного ответа тут быть, естественно, не может. Каждый персонаж предлагает свою интерпретацию. Джон Коннор в исполнении случайного подростка (Эдвард Ферлонг разносил пиццу, когда Кэмерон обратил на него внимание и пригласил сняться в фильме) предлагает самый очевидный и, на самом деле, плоский вариант. Мальчик-шпана с глубокими моральными принципами не способен объяснить, почему именно нельзя убивать людей, даже когда это во благо. Его благородные поступки не оправданы бэкграундом его собственной биографии. Он делает так, потому что по-другому просто нельзя.

Куда сложнее происходит эволюция его матери – в сущности, сломленной женщины, раздавленной грузом ответственности за будущее и обстоятельствами собственной жизни. Она готова на всё, чтобы вырваться на свободу, защищать сына и предотвратить апокалипсис. Но где грань этого «всего»? Сару Коннор ломает весь фильм. Сражаясь с металлическими демонами вокруг себя, она едва не превращается в одного из них. Но что-то глубоко внутри, что так напоминает её сына и её саму в прошлом – ту дурочку-официантку с нелепой причёской – в нужный момент её останавливает. И пусть напоследок ей приходится принимать ещё одно непосильно трудное решение и фактически убить «идеального отца» своего ребёнка, она снова находит себя подлинную и выражает главную мысль фильма: «Если робот, машина, терминатор смог осознать ценность человеческой жизни, то, может, и мы сделаем это». Терминатор-2 (7).jpg

В этом контексте выглядит куда более интересной эволюция и главного антагониста – того самого робота из жидкого металла Т-1000 в исполнении Роберта Патрика. Да, в отличие от главного героя, он не становится человеком. Но, принимая облики разных людей, он со временем перенимает и нечто из их природы. Если поначалу мы видим просто более совершенную машину для убийства, то под конец в её ничего не выражающих глазах проявляется настоящая, не запрограммированная жестокость. Он может разделаться с героями проще и эффективнее, но со временем будто входит во вкус. Особенно хорошо это заметно в финальной сцене на сталелитейном заводе. Там он действует не просто как инструмент, а как садист. И именно это делает его в итоге уязвимым.

Многое из этого можно было бы отнести к сюжетным упрощениям и дани Голливуду. Мол, зачем так глубоко продумывать психологию роботов, лучше просто очеловечим их и сделаем типичных героя и злодея. Но даже если так и было в задумке, итоговое прочтение получилось куда более глубоким. И когда в прокуренных видеосалонах мы, постсоветская шпана смотрели на противостояние двух машин, то не особо задумывались над всей этой философией, но что-то очень важное отложилось в наших мозгах именно тогда. Мы сами были в чём-то Джонами Коннорами. Жили без надежды на светлое будущее, потеряли (если не буквально, то в качестве источника авторитета) своих родителей, занимались выживанием и поиском доступных развлечений. Для нас тот самый апокалипсис уже наступил независимо от того, понимали мы это или нет. Никто даже не пытался всерьёз растолковать нам, как жить и зачем. Но среди всего обрушившегося на нас потока информационных отходов идеализируемой нами Западной цивилизации нашёлся фильм, который показывал что-то настоящее. Ту подлинность, которой мы лишились в своём безвременьи. Засматривая до дыр на магнитной плёнке историю робота, который стал человечнее любого из нас, стремясь в чём-то стать похожими на исполнителя его роли, расстраиваясь раз за разом из-за его гибели мы сами понемногу начинали становиться людьми.

Разумеется, это авторское преувеличение. Никакое произведение искусства, даже самое значимое, не может радикальным образом изменить судьбу целого поколения. Но в какой-то степени Терминатор-2 помог очень многим из тех, кому сейчас 30-40 лет. Судя по раскупленным за две недели до предпоказа билетам и серьёзным лицам тех, кто пришёл в кинотеатр посмотреть этот сто раз пересмотренный фильм, мы не забыли того, что для всех нас сделал Терминатор. А ведь благодарность – тоже крайне важная составляющая того, что значит быть человеком.Терминатор-2 (1).jpg



Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям:
272
Ростовчан встретят жаркие выходные
18 мая 2018 10:11
Погода будет по-летнему тёплой и безветренной

Культурное здание на Станиславского законсервируют
18 мая 2018 09:58
«Доходный дом О. С.  Павленковой» ждут противоаварийные работы

На 18-й Линии до конца года перекроют движение
17 мая 2018 13:41
Его возобновят с 31 декабря

В Ростове 243 жителя сгоревшего района получили жильё
17 мая 2018 12:50
26 семьям отказали в компенсации

По восьми маршрутам Ростова во время ЧМ-2018 будут курсировать автобусы-шаттлы
16 мая 2018 13:45
Большая часть из них будет работать только в дни матчей

На Ростов движется ливень и шторм
16 мая 2018 13:19
В ближайшие часы погода резко ухудшится

В Ростове после лета останется только 180 маршруток
15 мая 2018 11:27
Южная столица переходит на автобусы среднего класса

Представители «Хлеба» Стерлигова опровергли информацию о закрытии
14 мая 2018 15:42
Магазин во время ЧМ-2018 будет работать без вывески

Следуйте за нами
 
© 2017 «Городские журналы» (ООО). Все права защищены.
Согласно ФЗ № 436 от 29.12.2010 "О защите детей от вредоносной информации" сайт DONTODAY.RU относится к категории информационной продукции, которую могут использовать дети, достигшие возраста 18 лет.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
netbyte